Российский портал по безопасности - старейший (1997 г.) из существующих русскоязычных ресурсов по этой тематике, представляет наиболее достоверную информацию о фирмах СНГ, выставках... МЫ ОБЪЕДИНЯЕМ ПРОФЕССИОНАЛОВ

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ


КАТАЛОГ ФИРМ
Подписаться на рассылку новостей
Перевести эту страницу

Технический регламент о безопасности железнодорожного подвижного состава

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2010 г. N 524

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА
О БЕЗОПАСНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый технический регламент о безопасности железнодорожного подвижного состава (далее - технический регламент).
Технический регламент вступает в силу через 3 года со дня официального опубликования настоящего Постановления.
2. Министерству транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу технического регламента подготовить проект перечня национальных стандартов и (или) сводов правил, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента и осуществления оценки соответствия, и представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
3. Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу технического регламента утвердить перечень национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.
4. Федеральным органам исполнительной власти привести свои нормативные правовые акты в соответствие с техническим регламентом.
5. Для железнодорожного подвижного состава и его составных частей, производство которых на территории Российской Федерации закончено до дня вступления в силу технического регламента, сертификаты соответствия или декларации о соответствии сохраняют силу в течение указанного в них срока действия.
6. Реализация настоящего Постановления осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников соответствующего федерального органа исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации

В.ПУТИН



Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 июля 2010 г. N 524


ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
О БЕЗОПАСНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА


I. Общие положения

1. Настоящий технический регламент принимается в следующих целях:
а) защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, а также государственного или муниципального имущества;
б) охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
в) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
г) обеспечение энергетической эффективности.
2. Требования настоящего технического регламента обязательны при проектировании, производстве, оценке соответствия железнодорожного подвижного состава и его составных частей.
3. Объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются вновь разрабатываемые (модернизируемые), изготавливаемые железнодорожный подвижной состав и его составные части, выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации для использования на железнодорожных путях общего и необщего пользования (ширина колеи - 1520 мм) со скоростью движения до 200 км/ч включительно.
4. Железнодорожный подвижной состав включает в себя:
а) локомотивы;
б) моторвагонный подвижной состав;
в) пассажирские вагоны локомотивной тяги (далее - пассажирские вагоны);
г) грузовые вагоны;
д) специальный железнодорожный подвижной состав.
5. Перечень железнодорожного подвижного состава и его составных частей приведен в приложении N 1.
6. Действие настоящего технического регламента не распространяется на железнодорожный подвижной состав технологического железнодорожного транспорта.
7. Требования к эксплуатации железнодорожного подвижного состава и его составных частей в части обеспечения безопасности движения устанавливаются законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
8. Требования настоящего технического регламента обязательны для применения и исполнения:
а) федеральными органами исполнительной власти;
б) юридическими и физическими лицами, осуществляющими проектирование, производство и оценку соответствия железнодорожного подвижного состава и его составных частей;
в) владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, владельцами железнодорожного подвижного состава.
9. Правовой основой технического регулирования в области безопасности железнодорожного подвижного состава и его составных частей являются Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений", настоящий технический регламент, иные законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации.
10. Основные понятия, используемые в настоящем техническом регламенте, означают следующее:
"аварийная крэш-система" - устройство железнодорожного подвижного состава, направленное на предотвращение или снижение риска травмирования пассажиров и обслуживающего персонала в случае столкновения и (или) схода железнодорожного подвижного состава;
"автоматическая локомотивная сигнализация" - комплекс устройств для передачи в кабину машиниста сигналов путевых светофоров, к которым приближается железнодорожный подвижной состав;
"автоматический тормоз" - устройство, обеспечивающее автоматическую остановку поезда при разъединении или разрыве воздухопроводной магистрали и (или) при открытии крана экстренного торможения (стоп-крана);
"безопасность железнодорожного подвижного состава" - состояние железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
"выпуск в обращение" - стадия жизненного цикла продукции от изготовления до ввода в эксплуатацию;
"габарит железнодорожного подвижного состава" - поперечное перпендикулярное оси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы;
"грузовые вагоны" - вагоны, предназначенные для перевозки грузов, такие, как крытые вагоны, полувагоны, платформы, вагоны-цистерны, вагоны бункерного типа, изотермические вагоны, зерновозы, транспортеры, контейнеровозы, специальные вагоны грузового типа;
"идентификация продукции" - установление тождественности характеристик продукции, представленной для обязательного подтверждения соответствия, характеристикам, указанным в сопроводительных документах к продукции;
"изотермические вагоны" - крытые вагоны с термоизоляцией, предназначенные для перевозки грузов, требующих поддержания в определенном диапазоне температуры груза в течение ограниченного интервала времени его доставки;
"инновационная продукция" - продукция, технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) либо предполагаемое использование которой являются принципиально новыми или существенно отличаются от аналогичной ранее производимой продукции;
"кабина машиниста" - огороженная перегородками часть кузова железнодорожного подвижного состава, в которой расположены рабочие места локомотивной бригады, приборы и устройства для управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом, специальным железнодорожным подвижным составом;
"капитальный ремонт" - ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса продукции с заменой или восстановлением любых ее частей, включая базовые;
"конструкционная скорость железнодорожного подвижного состава" - наибольшая скорость движения, заявленная в технической документации на проектирование;
"кран экстренного торможения" (стоп-кран) - тормозной кран, служащий для выпуска воздуха из тормозной магистрали железнодорожного подвижного состава и приведения в действие автоматических тормозов в случае необходимости экстренной остановки;
"локомотив" - железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения передвижения по железнодорожным путям поездов или отдельных вагонов;
"магниторельсовый тормоз" - устройство, создающее тормозное усилие путем электромагнитного притяжения тормозного башмака к рельсу;
"модернизация железнодорожного подвижного состава" - комплекс работ по улучшению технико-экономических характеристик существующего железнодорожного подвижного состава путем замены его составных частей на более совершенные;
"модернизация железнодорожного подвижного состава с продлением срока службы" - комплекс работ по улучшению технико-экономических характеристик существующего железнодорожного подвижного состава путем внесения в базовую конструкцию изменений с целью продления срока службы;
"моторвагонный подвижной состав" - моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почты;
"назначенный ресурс" - суммарная наработка продукции, при достижении которой ее эксплуатация должна быть прекращена независимо от технического состояния;
"назначенный срок службы" - календарная продолжительность эксплуатации продукции, при достижении которой эксплуатация продукции должна быть прекращена независимо от ее технического состояния;
"назначенный срок хранения" - календарная продолжительность хранения продукции, при достижении которой хранение продукции должно быть прекращено независимо от ее технического состояния;
"пассажирские вагоны" - вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почтовых отправлений, такие, как почтовые, багажные, вагоны-рестораны, служебно-технические, служебные, клубы, санитарные, испытательные и измерительные лаборатории, специальные вагоны пассажирского типа;
"паспорт" - документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) продукции, а также сведения о сертификации и утилизации продукции;
"пневматический тормоз" - тормоз с пневматическим управлением;
"подконтрольная эксплуатация" - штатная эксплуатация железнодорожного подвижного состава, сопровождающаяся дополнительным контролем и учетом технического состояния железнодорожного подвижного состава;
"поезд" - сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы, а также отправляемые на перегон и находящиеся на перегоне локомотивы без вагонов и специальный самоходный железнодорожный подвижной состав;
"продукция" - железнодорожный подвижной состав и (или) его составные части;
"рекуперативное торможение" - торможение железнодорожного подвижного состава, осуществляемое посредством электродинамического тормоза, при котором высвобождаемая при переводе тяговых электродвигателей в генераторный режим электрическая энергия передается в контактную сеть;
"руководство по эксплуатации" - документ, содержащий сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) продукции и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации продукции (использования по назначению, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования) и оценок ее технического состояния при определении необходимости отправки ее в ремонт, а также сведения по утилизации продукции;
"скоростной железнодорожный подвижной состав" - локомотивы, вагоны пассажирские, моторвагонный подвижной состав, предназначенные для обеспечения осуществления перевозок со скоростью движения в интервале от 141 до 200 км/ч;
"составная часть железнодорожного подвижного состава" - деталь, сборочная единица или их комплект, входящие в конструкцию железнодорожного подвижного состава и обеспечивающие его безопасную эксплуатацию, безопасность обслуживающего персонала и (или) пассажиров;
"специальный железнодорожный подвижной состав" - железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения строительства и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта и включающий в себя несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие, как мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные машины с автономным двигателем и тяговым приводом, а также несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие, как железнодорожно-строительные машины без тягового привода, прицепы и специальный железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог;
"стояночный тормоз" - устройство с ручным или автоматическим приводом, расположенное на единице железнодорожного подвижного состава и предназначенное для ее закрепления на стоянке от самопроизвольного ухода, а также для принудительной аварийной остановки при наличии ручного или автоматического привода внутри единицы железнодорожного подвижного состава;
"техническая совместимость" - способность железнодорожного подвижного состава к взаимодействию друг с другом и с инфраструктурой железнодорожного транспорта в соответствии с установленными настоящим техническим регламентом требованиями;
"торможение железнодорожного подвижного состава" - воздействие на приборы и устройства для управления тормозной системой с целью снижения скорости или остановки движущегося поезда;
"тормозной путь" - расстояние, проходимое поездом за время от момента воздействия на приборы и устройства для управления тормозной системой, в том числе срабатывания крана экстренного торможения (стоп-крана), до полной остановки;
"формуляр" - документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) продукции, отражающие техническое состояние указанной продукции, сведения о сертификации и утилизации продукции, а также сведения, которые вносят в период ее эксплуатации (длительность и условия работы, техническое обслуживание, ремонт и др.);
"эксплуатационная документация" - конструкторская документация, которая в отдельности или в совокупности с другой документацией определяет правила эксплуатации продукции и (или) отражает сведения, удостоверяющие гарантированные изготовителем значения основных параметров и характеристик (свойств) продукции, а также гарантии и сведения по ее эксплуатации в течение установленного срока службы;
"экстренное торможение" - торможение, применяемое в случаях, требующих немедленной остановки поезда, путем применения максимальной тормозной силы;
"электродинамический тормоз" - устройство, в котором сила торможения создается при преобразовании кинетической энергии поезда в электрическую энергию путем перевода тяговых электродвигателей в генераторный режим;
"электропневматический тормоз" - устройство торможения с электрическим управлением пневматическими тормозами.
11. Продукция, которая подвергается процедурам обязательного подтверждения соответствия согласно положениям настоящего технического регламента, должна быть идентифицирована.
Идентификацию продукции проводят при отборе образцов и испытаниях, а также для удостоверения, что представленные образцы действительно относятся к продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
Идентификация продукции проводится в соответствии с представленной документацией и (или) визуально.
Идентификация продукции состоит в сравнении основных характеристик образцов продукции с основными характеристиками, указанными в заявке на проведение обязательного подтверждения соответствия продукции, технической (сопроводительной) документации на нее, маркировке на образце продукции и на упаковке (таре). Для проведения идентификации продукции могут использоваться характеристики, приведенные в национальных стандартах и (или) сводах правил, перечень которых утверждается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (далее - документы по стандартизации), а также в общероссийском классификаторе продукции и конструкторской документации, в том числе технических условиях и договорах поставки.
При визуальной идентификации определяются вид продукции, место размещения, наличие и содержание информации для потребителя.
Результаты идентификации при проведении испытаний отражаются в протоколе испытаний (отчете об испытаниях).
12. Настоящий технический регламент с учетом степени риска причинения вреда устанавливает минимально необходимые требования к железнодорожному подвижному составу и его составным частям, выполнение которых обеспечивает:
а) безопасность излучений;
б) биологическую безопасность;
в) взрывобезопасность;
г) механическую безопасность;
д) пожарную безопасность;
е) термическую безопасность;
ж) химическую безопасность;
з) электрическую безопасность;
и) электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
к) единство измерений.
13. При производстве продукции изготовитель обязан выполнить весь комплекс мер по исполнению требований, определенных настоящим техническим регламентом.
14. Изготовленная продукция, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, перед выпуском в обращение проходит приемочный контроль в соответствии с технической документацией.
15. Результаты приемочного контроля предоставляются для осуществления государственной регистрации железнодорожного подвижного состава, принятия решения о его допуске на инфраструктуру железнодорожного транспорта и при необходимости органам государственного контроля (надзора).
16. Обеспечение допустимых значений безопасности железнодорожного подвижного состава и его составных частей (далее - допустимые значения), предусмотренных документами по стандартизации, применяемыми на добровольной основе, является достаточным условием соблюдения требований настоящего технического регламента.

II. Требования к железнодорожному подвижному составу и его составным частям при проектировании и производстве

17. При проектировании железнодорожного подвижного состава и его составных частей должна оцениваться степень риска расчетным, экспериментальным и экспертным путем, в том числе на основании данных эксплуатации аналогичной продукции. Методы оценки степени риска могут быть установлены в документах по стандартизации.
18. Безопасность железнодорожного подвижного состава и его составных частей должна обеспечиваться путем:
а) осуществления комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при проектировании продукции;
б) применения апробированных технических решений;
в) установления назначенных сроков службы и (или) ресурсов продукции, а также проведения технических обслуживаний и ремонтов с необходимой периодичностью;
г) проведения комплекса расчетов, основанных на апробированных методиках;
д) выбора материалов и веществ, применяемых при проектировании и производстве продукции в зависимости от параметров и условий эксплуатации;
е) установления критериев предельных состояний продукции;
ж) определения условий и способов утилизации продукции;
з) проведения оценки соответствия продукции.
19. Железнодорожный подвижной состав и его составные части по прочности, устойчивости и техническому состоянию должны обеспечивать безопасное движение поездов с наибольшими скоростями в пределах допустимых значений.
20. Железнодорожный подвижной состав и его составные части должны обеспечивать:
а) соблюдение габарита железнодорожного подвижного состава;
б) выполнение условий эксплуатации с учетом внешних климатических и механических воздействий;
в) техническую совместимость с инфраструктурой железнодорожного транспорта и другим железнодорожным подвижным составом, эксплуатирующимся на этой инфраструктуре;
г) устойчивость от схода колеса с рельса;
д) устойчивость от опрокидывания в криволинейных участках пути;
е) предотвращение самопроизвольного ухода с места стоянки;
ж) сцепление в поездах для передачи динамических усилий на режимах тяги и торможения;
з) допускаемый тормозной путь;
и) непревышение погонных нагрузок, предельно допустимых сил по воздействию на путь, расчетных осевых нагрузок;
к) предотвращение падения составных частей железнодорожного подвижного состава на железнодорожный путь;
л) соответствие предельно допускаемым силам тяги, торможения и величинам ускорения;
м) экологическую безопасность;
н) электромагнитную совместимость электрооборудования в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
о) электромагнитную совместимость электрооборудования с устройствами железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи инфраструктуры железнодорожного транспорта;
п) выполнение требований пожарной безопасности;
р) прочность при допустимых режимах нагружения и воздействиях;
с) отсутствие пластических деформаций при приложении продольных и вертикальных расчетных динамических нагрузок;
т) сопротивление усталости при малоцикловых и многоцикловых режимах нагружения;
у) безопасность и надежность работы электрооборудования во всем диапазоне режимов эксплуатации (при номинальных и граничных режимах электроснабжения);
ф) безопасность конструкции грузовых, почтовых и багажных вагонов при погрузке и разгрузке с применением средств механизации;
х) сцепление вагонов при роспуске с горок и (или) проходе по аппарельному съезду парома;
ц) отсутствие касаний составных частей железнодорожного подвижного состава между собой и с элементами инфраструктуры железнодорожного транспорта, не предусмотренных конструкторской документацией;
ч) сцепление железнодорожного подвижного состава в криволинейных участках железнодорожного пути, возможность передвижения вагонов в сцепе и одиночных вагонов по путям необщего пользования;
ш) соответствие требованиям энергетической эффективности.
21. При проектировании железнодорожного подвижного состава и его составных частей проектировщик (разработчик) должен выбирать решения, обеспечивающие установленный законодательством Российской Федерации допустимый уровень опасных воздействий на жизнь и здоровье человека, животных и растений.
22. Выбранные проектировщиком (разработчиком) конструкции железнодорожного подвижного состава и его составных частей должны быть безопасны в течение назначенного срока службы и (или) ресурса, назначенного срока хранения, а также выдерживать воздействия и нагрузки, которым они могут подвергаться в процессе эксплуатации.
23. При проектировании железнодорожного подвижного состава и его составных частей проектировщик (разработчик) должен предусматривать аварийные крэш-системы для защиты обслуживающего персонала и (или) пассажиров в случае столкновения и (или) схода железнодорожного подвижного состава.
24. При проектировании железнодорожного подвижного состава и его составных частей проектировщик (разработчик) должен предусматривать программные средства, обеспечивающие безопасность функционирования железнодорожного подвижного состава и его составных частей.
25. При внесении изменений в конструкцию железнодорожного подвижного состава и его составных частей не должны быть снижены установленные при проектировании требования к железнодорожному подвижному составу, обеспечивающие безопасность, предусмотренные настоящим техническим регламентом.
26. В случае внесения изменений в конструкцию или технологию изготовления железнодорожного подвижного состава и его составных частей, влияющих на безопасность, а также при модернизации с продлением срока службы, должно быть проведено обязательное подтверждение соответствия продукции в порядке, установленном в разделах III и IV настоящего технического регламента.
27. Железнодорожный подвижной состав и его составные части должны иметь хорошо различимые идентификационные и предупреждающие надписи и маркировку, которые должны быть повторены и пояснены в руководстве по эксплуатации.
28. Железнодорожный подвижной состав в соответствии с конструкторской документацией должен иметь следующую маркировку, обеспечивающую идентификацию продукции независимо от года ее выпуска:
а) знак обращения на рынке;
б) наименование изготовителя и (или) его товарный знак;
в) наименование изделия и (или) обозначение серии или типа, номер;
г) дата изготовления;
д) масса тары;
е) конструкционная скорость;
ж) табличка или надпись о проведенных ремонтах;
з) число мест (для железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозки пассажиров или оперативно-ремонтного персонала).
29. Составные части железнодорожного подвижного состава в соответствии с конструкторской документацией должны иметь следующую маркировку, обеспечивающую идентификацию продукции независимо от года ее выпуска:
а) знак обращения на рынке;
б) номер;
в) табличка изготовителя;
г) дата изготовления;
д) надписи об освидетельствовании резервуаров и контрольных приборов (наносятся на указанные резервуары и приборы).
30. Колесные пары железнодорожного подвижного состава в соответствии с конструкторской документацией должны иметь знаки маркировки и клеймения.
31. Рамы и балки тележек грузовых вагонов в соответствии с конструкторской документацией должны иметь следующие отлитые знаки маркировки:
а) условный номер или товарный знак изготовителя;
б) две последние цифры года изготовления;
в) порядковый номер рам и балок по системе нумерации изготовителя;
г) условное обозначение марки стали.
32. Рамы и балки тележек грузовых вагонов в соответствии с конструкторской документацией должны иметь знаки клеймения отдела технического контроля изготовителя и сварщика (в случае исправления дефекта рам и балок сваркой).
33. Стекла кабины машиниста, пассажирских вагонов и вагонов моторвагонного подвижного состава в соответствии с конструкторской документацией должны иметь следующую маркировку:
а) торговый знак предприятия-изготовителя;
б) обозначение вида стекла;
в) класс защиты;
г) сведения о сертификации.
34. Железнодорожный подвижной состав, расположение и монтаж его составных частей должны обеспечивать безопасность обслуживающего персонала при эксплуатации, осмотре, техническом обслуживании и ремонте.
Железнодорожный подвижной состав должен иметь специальные подножки, поручни или приспособления, обеспечивающие безопасность обслуживающего персонала при эксплуатации, осмотре, техническом обслуживании и ремонте.
35. Системы управления, контроля и безопасности железнодорожного подвижного состава должны обеспечивать его работоспособное состояние во всех предусмотренных режимах работы и при всех внешних воздействиях, предусмотренных в руководстве по эксплуатации.
Системы управления и контроля железнодорожного подвижного состава должны исключать создание опасных ситуаций при возможных логических ошибках обслуживающего персонала.
36. Системы управления, контроля и безопасности должны включать средства сигнализации и информирования, предупреждающие о нарушениях исправного состояния железнодорожного подвижного состава и его составных частей, которые могут привести к возникновению ситуаций, угрожающих безопасности.
37. Программные средства железнодорожного подвижного состава, как встраиваемые в техническое оборудование, так и поставляемые на материальных носителях, должны обеспечивать:
а) работоспособность после перезагрузок, вызванных сбоями и (или) отказами технических средств, и целостность при собственных сбоях;
б) защищенность от компьютерных вирусов, несанкционированного доступа, последствий отказов, ошибок и сбоев при хранении, вводе, обработке и выводе информации, возможности случайных изменений информации;
в) соответствие свойствам и характеристикам, описанным в сопроводительной документации.
38. Железнодорожный подвижной состав должен иметь программное обеспечение версии, указанной в декларации о соответствии программного обеспечения требованиям настоящего технического регламента.
39. Системы управления, контроля и безопасности железнодорожного подвижного состава в случаях работы тягового привода и другого оборудования при неисправностях аппаратов электрической, гидравлической и (или) пневматической частей, сбоя программного обеспечения не должны допускать изменений характеристик и режимов работы, которые могут привести к нарушению безопасного состояния железнодорожного подвижного состава. Сбой системы управления при исправной работе бортовых устройств безопасности не должен приводить к остановке железнодорожного подвижного состава и к нарушению его проектных характеристик.
40. Приборы и устройства для управления железнодорожным подвижным составом должны быть:
а) снабжены надписями и (или) символами в соответствии с конструкторской документацией;
б) спроектированы и размещены так, чтобы исключалось непроизвольное их включение, выключение или переключение;
в) размещены с учетом значимости выполняемых функций, последовательности и частоты использования.
41. Грузовые локомотивы и специальный самоходный железнодорожный подвижной состав должны быть оборудованы следующими устройствами:
а) поездная радиосвязь;
б) приборы контроля скорости движения;
в) регистраторы параметров движения;
г) автоматическая локомотивная сигнализация;
д) устройство контроля плотности пневматической тормозной магистрали.
42. Грузовые локомотивы, предназначенные для эксплуатации на участках с интенсивным движением и (или) для вождения соединенных поездов, в дополнение к устройствам, указанным в пункте 41 настоящего технического регламента, должны быть оборудованы следующими устройствами:
а) автоматизированная система управления, обеспечивающая контроль скорости движения и возможность получать (передавать) речевую информацию при подъездах к входным и выходным светофорам, железнодорожным переездам и станциям;
б) автоматическая пожарная сигнализация.
43. Грузовые локомотивы, обслуживаемые одним машинистом, в дополнение к устройствам, указанным в пунктах 41 и 42 настоящего технического регламента, должны быть оборудованы следующими устройствами:
а) система автоматического управления торможением поезда или комплексное локомотивное устройство безопасности;
б) система контроля бодрствования машиниста;
в) зеркала заднего вида или другие аналогичные устройства;
г) блокировка тормоза;
д) система пожаротушения.
44. Маневровые локомотивы должны быть оборудованы следующими устройствами:
а) дистанционная отцепка от вагонов;
б) маневровая радиосвязь, совместимая с маневровой радиосвязью, используемой на участках обращения маневровых локомотивов.
45. Маневровые локомотивы, обслуживаемые одним машинистом, в дополнение к устройствам, указанным в пункте 44 настоящего технического регламента, должны быть оборудованы следующими устройствами:
а) второй пульт управления;
б) зеркала заднего вида или другие аналогичные устройства;
в) устройства, обеспечивающие автоматическую остановку в случае внезапной потери машинистом способности к ведению локомотива.
46. Пассажирские локомотивы должны быть оборудованы следующими устройствами:
а) поездная радиосвязь;
б) автоматизированная система управления, обеспечивающая контроль скорости движения и возможность получать (передавать) речевую информацию при подъездах к входным и выходным светофорам, переездам и станциям;
в) автоматическая пожарная сигнализация;
г) регистраторы параметров движения;
д) автоматическая локомотивная сигнализация;
е) электропневматический тормоз.
47. Пассажирские локомотивы, обслуживаемые одним машинистом, в дополнение к устройствам, указанным в пункте 46 настоящего технического регламента, должны быть оборудованы следующими устройствами:
а) система автоматического управления торможением поезда или комплексное локомотивное устройство безопасности;
б) система контроля бодрствования машиниста;
в) зеркала заднего вида или другие аналогичные устройства;
г) блокировка тормоза;
д) система пожаротушения.
48. Моторвагонный подвижной состав должен быть оборудован следующими устройствами:
а) поездная радиосвязь;
б) автоматизированная система управления, обеспечивающая контроль скорости движения и возможность получать (передавать) речевую информацию при подъездах к входным и выходным светофорам, переездам и станциям;
в) регистраторы параметров движения;
г) автоматическая локомотивная сигнализация;
д) электропневматический тормоз;
е) связь "пассажир-машинист";
ж) сигнализация контроля закрытия дверей;
з) автоматическая пожарная сигнализация.
49. Локомотивы и моторвагонный подвижной состав, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Другие типы железнодорожного подвижного состава, подлежащие оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, определяются Министерством транспорта Российской Федерации.
50. Автоматическая локомотивная сигнализация на локомотивах, моторвагонном подвижном составе и специальном самоходном железнодорожном подвижном составе должна дополняться устройствами безопасности, обеспечивающими контроль установленных скоростей движения, периодическую проверку бдительности машиниста, препятствующими самопроизвольному уходу поезда с места его стоянки. В случаях потери машинистом способности управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом и специальным самоходным железнодорожным подвижным составом, а водителем дрезины - дрезиной указанные устройства должны обеспечивать автоматическую остановку поезда.
51. Конструкция кабины машиниста локомотива, моторвагонного подвижного состава и специального самоходного железнодорожного подвижного состава должна обеспечивать:
а) беспрепятственный обзор локомотивной бригаде, находящейся в положении "сидя" и "стоя", пути следования, напольных сигналов, соседних путей, составов и контактной сети;
б) видимость в положении "стоя" одного из работников локомотивной бригады при подъезде к составу вагонов и рабочей зоны персонала, участвующего в маневрах;
в) беспрепятственный обзор из кабины машиниста в любое время года и суток, при любых погодных условиях, на всех скоростях движения.
52. Ветровые стекла кабины машиниста локомотива, моторвагонного подвижного состава и специального самоходного железнодорожного подвижного состава должны быть надежно закреплены в окнах и иметь уплотнения.
53. Планировка кабины машиниста локомотива, моторвагонного подвижного состава и специального самоходного железнодорожного подвижного состава, компоновка рабочего места локомотивной бригады, приборов и устройств управления, систем отображения информации, конструкция кресла машиниста должны отвечать требованиям эргономики и системотехники.
При проектировании пульта управления и рабочего места машиниста и его помощника должны учитываться требования эргономики, обеспечивающие удобство управления из положения "сидя" и "стоя".
Конструкция и расположение приборов и устройств управления, измерительных приборов, световых индикаторов на пульте управления должны обеспечивать видимость показаний указанных приборов и индикаторов в дневное и ночное время при отсутствии бликов от прямого или отраженного света.
Параметры освещенности в кабине машиниста, яркость шкал измерительных приборов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
54. Локомотивы, моторвагонный подвижной состав, пассажирские вагоны, изотермические вагоны с автономной энергетической установкой и специальный железнодорожный подвижной состав должны быть оборудованы системами общего, местного и аварийного освещения.
Система аварийного освещения должна автоматически переключаться на автономный источник питания (аккумуляторную батарею) при отсутствии напряжения в основном источнике питания. При этом должна быть предусмотрена возможность ручного включения аварийного освещения.
55. Аварийное покидание кабины машиниста локомотива, моторвагонного подвижного состава и специального самоходного железнодорожного подвижного состава должно быть предусмотрено через боковые окна с использованием вспомогательных приспособлений.
Моторвагонный подвижной состав, пассажирские вагоны, изотермические вагоны со служебными и вспомогательными помещениями и специальный железнодорожный подвижной состав должны быть оборудованы аварийными выходами с каждой стороны вагона и иметь при необходимости средства аварийной эвакуации обслуживающего персонала и (или) пассажиров.
Для открытия аварийного выхода должно быть достаточно усилия одного человека.
56. Остекление внутренних помещений железнодорожного подвижного состава, предназначенных для обслуживающего персонала и (или) пассажиров, должно обеспечивать безопасность обслуживающего персонала и (или) пассажиров в случае ударных воздействий на железнодорожный подвижной состав во время его стоянки или в пути следования.
57. Внутренние части железнодорожного подвижного состава, требующие осмотра, настройки и технического обслуживания, и при необходимости наружное рабочее оборудование должны иметь дополнительное освещение.
58. Железнодорожный подвижной состав должен быть оборудован автоматическими тормозами, обеспечивающими при торможении состава замедление или остановку в пределах расчетного тормозного пути.
Автоматические тормоза железнодорожного подвижного состава должны обладать необходимой функциональностью и надежностью в различных условиях эксплуатации, обеспечивать плавность торможения, а также остановку поезда при нарушении целостности тормозной магистрали или при несанкционированном расцеплении единиц железнодорожного подвижного состава.
59. Автоматические тормоза должны обеспечивать возможность применения различных режимов торможения в зависимости от загрузки железнодорожного подвижного состава, длины состава и профиля железнодорожного пути.
60. Стоп-краны в пассажирских вагонах и моторвагонном подвижном составе должны быть установлены в тамбурах, внутри пассажирских вагонов и опломбированы.
Стоп-краны в изотермических вагонах с автономной энергетической установкой должны быть установлены в служебных помещениях и опломбированы.
Стоп-краны в специальном самоходном железнодорожном подвижном составе устанавливаются при необходимости.
61. Железнодорожный подвижной состав должен быть оборудован стояночными тормозами. В соответствии с документами по стандартизации часть грузовых вагонов от общего числа выпускаемых должна быть оборудована переходными площадками со стоп-краном и стояночным тормозом.
Стояночные тормоза железнодорожного подвижного состава должны обеспечивать расчетное тормозное нажатие и удержание единицы железнодорожного подвижного состава в пределах допустимых значений.
Штурвал ручного стояночного тормоза должен быть оснащен устройством, исключающим самопроизвольное вращение штурвала.
Допускается применение автоматических стояночных тормозов.
62. Составные части железнодорожного подвижного состава, разъединение или излом которых может вызвать их падение на железнодорожный путь или выход из габарита железнодорожного подвижного состава, должны иметь предохранительные устройства, выдерживающие вес защищаемого ими оборудования в пределах допустимых значений.
63. Главные воздушные резервуары и аккумуляторные батареи железнодорожного подвижного состава должны быть установлены вне кабины машиниста, пассажирских салонов и помещений для обслуживающего персонала.
64. Действие электродинамического тормоза локомотивов и моторвагонного подвижного состава (при наличии) должно быть согласовано с работой пневматических и электропневматических тормозов при осуществлении служебного или экстренного торможения. При отказе электродинамического тормоза должно быть обеспечено его автоматическое замещение пневматическим тормозом.
65. На скоростных пассажирских вагонах должны быть предусмотрены дополнительные меры по повышению эффективности торможения и безопасности движения (например, применение дисковых, магниторельсовых тормозов).
66. Автотормозное оборудование грузовых вагонов должно устойчиво работать при температурах окружающего воздуха в пределах допустимых значений и сохранять работоспособность при кратковременном повышении температуры в пределах допустимых значений.
67. Железнодорожный подвижной состав должен быть оборудован автосцепным устройством (сцепкой).
Автосцепное устройство должно исключать самопроизвольное разъединение железнодорожного подвижного состава.
В состав автосцепного устройства должен входить энергопоглощающий аппарат.
68. Пассажирские вагоны и моторвагонный подвижной состав должны быть оборудованы буферными устройствами.
69. Колеса, оси и бандажи колесных пар железнодорожного подвижного состава должны иметь запас статической прочности и необходимый коэффициент сопротивления усталости, которые обеспечивают стойкость к образованию и развитию дефектов (трещин) в течение указанного в конструкторской документации срока их полного освидетельствования.
Механические свойства, ударная вязкость и остаточное напряженное состояние колес, осей и бандажей должны обеспечивать механическую безопасность в течение назначенного срока службы.
70. Материалы и вещества, применяемые при проектировании и производстве железнодорожного подвижного состава и его составных частей, должны быть безопасны для людей и окружающей среды.
71. Характеристики (показатели микроклимата, уровни шума, вибрации, ультразвука, электромагнитного излучения, освещения, состава воздушной среды) систем жизнеобеспечения (системы кондиционирования воздуха - отопление, вентиляция, охлаждение, системы освещения, шумо- и виброзащиты, воздухоочистки, защиты от инфразвука и ультразвука, электромагнитных излучений) кабин машинистов локомотивов, моторвагонного подвижного состава и специального самоходного железнодорожного подвижного состава, внутренних помещений пассажирских вагонов и моторвагонного подвижного состава, служебных и бытовых помещений специального железнодорожного подвижного состава, а также изотермических вагонов с автономной энергетической установкой не должны превышать допустимых значений.
Уровень внешнего шума от железнодорожного подвижного состава не должен превышать допустимых значений.
72. Применение жидкостей (кислоты, щелочи, сжиженные газы) и горюче-смазочных материалов в процессе производства, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта железнодорожного подвижного состава и его составных частей не должно приводить к возникновению опасных воздействий на жизнь и здоровье человека, животных и растений.
73. Подножки и поручни железнодорожного подвижного состава должны быть надежно закреплены и располагаться в пределах габарита железнодорожного подвижного состава. Поверхность ступенек, площадок, подножек и настилов должна препятствовать скольжению.
У лестниц, ведущих на крышу вагонов специального железнодорожного подвижного состава, должны быть нанесены предупреждающие об опасности знаки.
Лестницы для подъема на крышу локомотивов и моторных вагонов электропоездов должны быть заблокированы в закрытом состоянии и открываться с помощью специального устройства.
74. В конструкции железнодорожного подвижного состава должны быть предусмотрены места для его подъема домкратами. Поверхность, предназначенная для соприкосновения с головками домкратов, должна препятствовать их скольжению.
Должна быть предусмотрена возможность подъема каждой единицы железнодорожного подвижного состава при сходе колесных пар с рельсов с помощью кранов и домкратов, а также возможность ее транспортирования при заклиненной колесной паре.
75. Выступающие детали конструкции и оборудования железнодорожного подвижного состава и его составных частей не должны иметь острых ребер, кромок и углов, способных травмировать обслуживающий персонал и (или) пассажиров.
76. Материалы и средства обеспечения пожарной безопасности, применяемые для отделки внутренних поверхностей салонов пассажирских вагонов, вагонов моторвагонного подвижного состава, кабин машиниста локомотивов, моторвагонного подвижного состава и специального железнодорожного подвижного состава, служебных и вспомогательных помещений изотермических вагонов с автономной энергетической установкой, должны быть устойчивы к возгоранию и иметь сертификат пожарной безопасности.
Для подшивки изоляции крыши, воздуховода вентиляционной установки, потолков, каркасов полок, диванов и кресел должны применяться негорючие материалы.
Для термоизоляции кузова, футляров аккумуляторов, перегородок, багажных полок, диванов и кресел, мебели, обшивки стен и дверей, закладных деталей, обрешетки стен, потолков и крыши, теплоизоляции труб и баков водоснабжения, труб отопления, резиновых баллонов - суфле для ограждения переходных площадок вагонов и локомотивов, а также для гидроизоляции диффузоров, компенсирующих вставок и звукоизолирующих элементов вентиляционных установок, звукоизоляции потолков пассажирских вагонов, вагонов моторвагонного подвижного состава, кабин машиниста локомотивов, моторвагонного подвижного состава, специального железнодорожного подвижного состава, служебных и вспомогательных помещений изотермических вагонов с автономной энергетической установкой должны применяться негорючие или трудногорючие материалы.
Пассажирские вагоны должны быть оборудованы огнезадерживающей перегородкой между купе проводников и пассажирским салоном, а в купейных вагонах - и между купе, таким образом, чтобы пассажирский салон был разделен не менее чем на 3 блока. Надпотолочное пространство в вагонах некупейного типа и над большим (основным) коридором вагонов купейного типа должно быть разделено не менее чем на 3 зоны путем установки огнезадерживающих фрамуг.
Кабина машиниста локомотивов с кузовом вагонного типа, моторвагонного подвижного состава должна быть отделена огнезадерживающей перегородкой от остальной части локомотива с кузовом вагонного типа или моторвагонного подвижного состава.
77. В пассажирских вагонах и моторвагонном подвижном составе должен обеспечиваться безопасный проход обслуживающего персонала и пассажиров из вагона в вагон по переходным площадкам. Конструкция переходных площадок должна быть закрытого типа, то есть исключать возможность случайного контакта обслуживающего персонала и пассажиров с внешними элементами железнодорожного подвижного состава, элементами инфраструктуры железнодорожного транспорта, такими, как контактная сеть, верхнее строение пути и др., а также минимизировать воздействие возможных неблагоприятных факторов окружающей среды на обслуживающий персонал и пассажиров во время их нахождения на переходной площадке. Переходные площадки должны иметь поручни и не должны иметь выступающих внутрь зоны прохода частей, которые могут привести к травмам обслуживающего персонала и пассажиров.
78. Конструкция и крепление верхних спальных полок пассажирских вагонов, изотермических вагонов со служебными и вспомогательными помещениями должны исключать возможность их падения или наклона, приводящих к травмированию обслуживающего персонала и (или) пассажиров.
Верхние спальные полки должны быть оборудованы заградительными ремнями или бортиками, исключающими падение обслуживающего персонала и пассажиров.
79. Кресла и диваны пассажирских вагонов и моторвагонного подвижного состава должны иметь прочное крепление к полу и конструкцию, исключающую возможность их опрокидывания, в том числе при экстренном торможении.
Места размещения и крепления личного багажа пассажиров и обслуживающего персонала должны быть выполнены с таким расчетом, чтобы не травмировать пассажиров и обслуживающий персонал при экстренном торможении и (или) аварийной эвакуации.
80. Многосекционные локомотивы должны быть оборудованы переходными площадками закрытого типа для обеспечения безопасного перехода локомотивной бригады из одной секции в другую.
81. Вращающиеся части дизеля, электрических машин, вентиляторов, компрессоров и другого оборудования железнодорожного подвижного состава должны быть ограждены специальными устройствами, исключающими случайный контакт обслуживающего персонала и пассажиров с движущимися частями оборудования железнодорожного подвижного состава.
82. Локомотивы с кузовом капотного типа должны иметь боковые и торцевые площадки. На наружной стороне боковых и торцевых площадок должны быть установлены поручни - барьеры с промежуточным ограждением. По наружному периметру пола площадок должны быть установлены ограничительные планки.
83. Электрооборудование локомотивов, моторвагонного подвижного состава, пассажирских и изотермических вагонов должно иметь защиту и сигнализацию, срабатывающую при перегрузках, таких, как короткие замыкания, замыкания на землю, возникновение перенапряжений электрооборудования, снятие напряжения в контактной сети при рекуперативном торможении, буксование и юз колесных пар. Срабатывание защиты должно исключать повреждение электрооборудования и не должно приводить к опасным последствиям: недопустимому нагреву, приводящему к задымлению или возгоранию, и (или) перенапряжениям, приводящим к пробою изоляции электрооборудования.
84. Незащищенные (неизолированные) части электрооборудования железнодорожного подвижного состава, находящиеся под напряжением, должны иметь защиту от случайного доступа к ним обслуживающего персонала и (или) пассажиров.
Металлические оболочки электрооборудования, а также все ограждения (включая трубы), конструкции для крепления токоведущих частей, которые в случае неисправности могут оказаться под напряжением, превышающим допустимые значения, должны заземляться на корпус железнодорожного подвижного состава.
85. Локомотивы, моторвагонный подвижной состав, пассажирские вагоны, специальный железнодорожный подвижной состав и изотермические вагоны с автономной энергетической установкой должны быть оборудованы специальными местами для хранения комплекта электрозащитных средств, а также другого специального оборудования, необходимого для технического обслуживания и безопасной эксплуатации указанного в настоящем пункте технического регламента железнодорожного подвижного состава.
86. Уровень электромагнитных помех, создаваемый железнодорожным подвижным составом и его составными частями, не должен превышать значения, в пределах которых эти помехи не оказывают влияние на работоспособность объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и эксплуатируемого на ней железнодорожного подвижного состава.
87. Аккумуляторный бокс железнодорожного подвижного состава должен быть взрывобезопасным.
88. Локомотивы, моторвагонный подвижной состав, специальный железнодорожный подвижной состав, пассажирские и изотермические вагоны должны быть оборудованы системами пожарной сигнализации, установками пожаротушения, специальными местами для размещения огнетушителей и противопожарного инвентаря.
Системы пожарной сигнализации должны выдавать акустическую и (или) оптическую информацию с указанием места возникновения загорания, автоматически определять неисправности (короткое замыкание, обрыв) в линиях связи извещателей с приемно-контрольным прибором, а также должны обеспечивать возможность периодической проверки их исправности.
89. Локомотивы и изотермические вагоны с автономной энергетической установкой, дизель-поезда, дизель-электропоезда, рельсовые автобусы, специальный самоходный железнодорожный подвижной состав должны быть оборудованы искрогасителями.
90. Локомотивы с кузовом вагонного типа должны иметь световую и звуковую сигнализацию для вызова помощника машиниста из машинного (дизельного) помещения в кабину машиниста.
91. Система вентиляции локомотивов с автономной энергетической установкой, дизель-поездов, рельсовых автобусов, дизель-электропоездов, изотермических вагонов с автономной энергетической установкой и специального самоходного подвижного состава должна исключать возможность попадания выхлопных газов в кабину машиниста, в помещения для обслуживающего персонала, а также в пассажирские салоны.
Характеристики состояния воздушной среды в машинном помещении локомотивов с автономной энергетической установкой, дизель-поездов, рельсовых автобусов, дизель-электропоездов, изотермических вагонов с автономной энергетической установкой и специального самоходного подвижного состава не должны превышать допустимых значений в соответствии с нормативными правовыми актами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
92. Конструкция системы охлаждения дизелей тепловозов с кузовом вагонного типа и изотермических вагонов с автономной энергетической установкой должна обеспечивать возможность дозаправки системы охлаждения без необходимости нахождения обслуживающего персонала на крыше тепловоза или изотермического вагона.
93. Пассажирские вагоны должны быть оборудованы следующими устройствами:
а) система кондиционирования воздуха (отопления, охлаждения, вентиляции);
б) система питьевого и хозяйственного водоснабжения;
в) экологически чистые туалетные комплексы;
г) внутрипоездная телефонная связь;
д) система контроля нагрева букс;
е) поездное радиовещание.
94. Скоростные пассажирские вагоны в дополнение к устройствам, указанным в пункте 93 настоящего технического регламента, должны быть оборудованы централизованным электроснабжением.
95. Скоростной моторвагонный подвижной состав должен быть оборудован следующими устройствами:
а) система кондиционирования воздуха (отопления, охлаждения, вентиляции);
б) внутрипоездная телефонная связь;
в) система контроля нагрева букс;
г) система питьевого и хозяйственного водоснабжения;
д) экологически чистые туалетные комплексы.
96. Головные вагоны пригородного моторвагонного подвижного состава должны быть оборудованы экологически чистыми туалетными комплексами.
97. Изотермические вагоны со служебными и вспомогательными помещениями должны быть оборудованы следующими устройствами:
а) система кондиционирования воздуха (отопления, охлаждения, вентиляции);
б) система питьевого и хозяйственного водоснабжения;
в) экологически чистые туалетные комплексы;
г) система контроля нагрева букс.
98. Изотермические вагоны, предназначенные для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов, должны обеспечивать температуру и влажность воздуха, а также показатели воздухообмена в пределах допустимых значений.
99. Пассажирские вагоны и вагоны моторвагонного подвижного состава, обслуживаемые без проводников, должны быть оборудованы расположенными непосредственно в пассажирском салоне устройствами для связи пассажиров с локомотивной или поездной бригадой.
100. Входные двери пассажирских вагонов и вагонов моторвагонного подвижного состава должны быть оснащены системами (устройствами) открывания (закрывания) и системой контроля, обеспечивающей безопасность обслуживающего персонала и (или) пассажиров.
101. Аварийное открывание входных дверей пассажирских вагонов и вагонов моторвагонного подвижного состава должно осуществляться по штатной схеме с их фиксацией в открытом положении. Аварийное открывание входных дверей прислонного типа должно осуществляться в ручном режиме при скорости движения поезда в пределах допустимых значений.
102. Вагоны моторвагонного подвижного состава должны быть оборудованы местами, предназначенными для проезда инвалидов и пассажиров с детьми.
103. Пассажирские вагоны и вагоны моторвагонного подвижного состава, предназначенные для проезда граждан, имеющих ограничения в подвижности, должны быть оборудованы следующими устройствами:
а) устройства для быстрого подъема, спуска и надежного крепления инвалидных колясок;
б) специальные санузлы с увеличенной площадью;
в) проходы увеличенной ширины.
104. Железнодорожный подвижной состав должен быть оборудован визуальными и звуковыми сигнальными устройствами.
105. Лобовые части локомотивов с кузовом вагонного типа, головных вагонов моторвагонного подвижного состава и специального самоходного железнодорожного подвижного состава, а также торцевые части локомотивов с кузовом капотного типа должны быть оборудованы прожектором и двумя сигнальными буферными фонарями с правой и левой стороны.
Сигнальные фонари должны быть установлены также на задней торцевой стенке каждой из секций локомотива, которая может использоваться как самостоятельная единица.
Прожектор должен быть установлен по продольной оси симметрии локомотива, головного вагона моторвагонного подвижного состава и специального самоходного железнодорожного подвижного состава. Осевой луч прожектора должен быть направлен параллельно горизонтальной плоскости железнодорожного пути. Схема включения прожектора должна предусматривать возможность включения яркого света, обеспечивающего номинальную осевую силу света, и тусклого света.
Должна быть обеспечена возможность замены лампы прожектора из кабины машиниста и регулировки направления светового луча.
Пассажирские вагоны должны быть оборудованы тремя сигнальными фонарями, установленными на торцевых стенках вагонов.
106. Грузовые вагоны должны быть оборудованы кронштейнами для установки знаков ограждения.
107. Локомотивы, моторвагонный подвижной состав и специальный самоходный железнодорожный подвижной состав должны быть оборудованы звуковыми сигнальными устройствами - большой громкости (тифоны) и малой громкости (свистки). Устройство для включения тифона и свистка должно располагаться в зоне оптимальной досягаемости машиниста и помощника машиниста. Система управления звуковыми сигналами локомотивов и моторвагонного подвижного состава должна иметь дублирование - включать в себя устройства для непосредственного прямого управления воздушным клапаном тифона путем механического воздействия.
108. Машинное (дизельное) помещение на тепловозах с кузовом вагонного типа, дизель-поездах, автомотрисах, рельсовых автобусах, дизель-электропоездах, изотермических вагонах с автономной энергетической установкой, специальном самоходном железнодорожном подвижном составе должно быть отделено от кабины машиниста или помещений для обслуживающего персонала тамбуром. Должен быть обеспечен свободный проход из тамбура в кабину машиниста или помещение для обслуживающего персонала.
109. Грузовые вагоны и их составные части должны сохранять работоспособность в интервале температур окружающего воздуха в пределах допустимых значений.
110. Боковые двери крытого грузового, изотермического, почтового и багажного вагонов должны быть оборудованы устройствами для ограничения перемещения двери при полном ее открывании. Двери, крышки люков и их запоры должны открываться усилием одного человека. Крытые грузовые вагоны, имеющие боковые двери, должны оборудоваться несъемным оборудованием для установки нар, оконных рам, дверных закладок, ружейных зубчаток и печных комплектов.
Крытые грузовые вагоны, имеющие на крыше люки для загрузки сыпучих грузов, должны оборудоваться помостами на крыше вагона и лестницами для подъема на эти помосты.
111. Вагоны-цистерны по обеим сторонам снаружи котла должны быть оборудованы лестницами с рифлеными ступеньками и поручнями. В зависимости от назначения котлы и рамы цистерн должны быть оборудованы системами заземления соответствующей конструкции.
Котел вагона-цистерны должен оборудоваться нижним или верхним сливным устройством, сливо-наливной арматурой, предохранительными впускными-выпускными клапанами, другой необходимой арматурой, а также внутренней лестницей, а котлы для сжиженных газов - также предохранительными мембранами.
Котлы специальных типов вагонов-цистерн должны быть оборудованы запорной и запорно-регулирующей арматурой, а также иметь возможность установки приборов контроля.
Котлы вагонов-цистерн должны быть оборудованы предохранительными устройствами, предотвращающими при сходе вагона излом сливо-наливной арматуры и вытекание перевозимых жидкостей и газов из котла.
112. Железнодорожный подвижной состав и его составные части, применяемые при их строительстве и производстве материалы и вещества должны быть рассчитаны на возможность их безопасной переработки или утилизации по истечении назначенного срока службы.

См. далее главы III-V

Все новости

ГЛАВНАЯ | О ПОРТАЛЕ | РЕКЛАМА НА SECUR | НОВОСТИ | ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО | РЕГИСТРАЦИЯ ФИРМЫ | ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ | КАТАЛОГ ФИРМ | КАТАЛОГ ТОВАРОВ
ВЫСТАВКИ | СТАТЬИ | ИНОФИРМЫ | ФОТОГАЛЕРЕЯ | РЕЙТИНГ САЙТОВ | РАБОТА | ОБЪЯВЛЕНИЯ | ПАРТНЕРЫ | ГОЛОСОВАНИЕ | СУВЕНИРЫ | ФОРУМ

Rambler's Top100 ServiceTopList

© 1997-2017 г. Российский портал по безопасности www.secur.ru    E-mail:info@secur.ru